Легенда о Манчкине

Статья "Легенда о Манчкине" из журнала Кошки Info автор Галина Чиликина

Статья о породе Манчкин из журнала Кошки Info (январь 2019 года), автор статьи кандидат биологических наук, ветеринар, фелинолог - Чиликина Галина Валерьевна

 

     Крепкие коротколапые зверьки самых разнообразных расцветок, с короткой и полудлинной шерстью, с длинным, гордо поднятым или по-беличьи забранным на спину хвостом и внятным очеловеченным взглядом могут вызвать ассоциации и с манулом (среди манчкинов попадаются кряжистые плотные особи дикого окраса с тигровым или пятнистым рисунком), и с горностаем (светлые окрасы и абсолютно белые кошки в данной породе тоже не редкость), а могут напоминать даже - мангуста приземистые, юркие и гибкие тела, абсолютно отличающиеся по пластике от кошачьих движений, очень похожи на ритуальные танцы знаменитого Рики-Тики-Тави. Манчкин может притвориться сурком: часто коротколапые особи присаживаются на задние лапы, сложив передние перед собой или свесив их по бокам тела(в этом случае в памяти всплывает уже другой мультипликационный друг нашего детства - Чебурашка)

     У непредвзятого зрителя короткошерстные манчкины нередко ассоциируются с коротколапыми собаками, в первую очередь с таксой или бассетом. Возможно, именно эта необычность и малая кошкоподобность привели к ореолу легенд вокруг пушистой и крепкой манчкиньей головы.

     Им приписывают и загадочные версии происхождения, и необычные черты характера, и разные болезни, связанные с необычной формой тела и позаимствованные в основном из собачьего арсенала. И, как характерно для любой мифологии, доля художественного вымысла зачастую не только превышает первичное рациональное зерно, но даже уводит от него в сторону.

Попробуем разобраться в самых популярных легендах

     Будучи давней фанаткой породы манчкин, а с некоторых пор и законной владелицей этих прекрасных животных( в настоящее время у меня их трое), я периодически слышу от знакомых:
- У тебя манчи? И как характер?
- Беееднееенькие коротколапики... Не трудно им прыгать?
- А они - японцы? Как нет? Название однозначно восточное...
И даже:
- Ох уж эти заводчики... Закрепить такую жуткую мутацию... Сколько же проблем с ней, наверное, сопряжено... Не удивительно, что порода редкая...
И ни в одном высказывании нет и 10% достоверности.

     Начнем с происхождения. Порода манчкин (Munchkin) пришла к нам из США, пришла как аборигенная - первых представителей этой породы стали находить на улице в 1950-е (а по некоторым данным даже в 1930-е) годы. Слово "Манчкин" взято из знаменитой сказки "Волшебник страны Оз" (предтечи нашего любимого "Волшебника Изумрудного города") - это одна из  сказочных народностей, населявших одну из областей волшебной страны Оз, в которую попали наши Элли и Тотошка. В русском варианте данный народец назван жевунами. И это опять же достаточно точная смысловая калька со слова "munch-kin", означающего человечка, непрерывно жующего что-то (в оригинале - жвачку).

     Откуда же тогда "японский след"? Неужели от имени, звучащего как у героя анимэ? Не совсем. По рассказам тех же расквартированных после Второй мировой войны на Окинаве американцев, да и наших специалистов, посещавших Страну восходящего солнца, на некоторых островах и островках вулканического происхождения рельеф местности очень изрезан, а порода хрупкая и постоянно осыпается из-под ног. И местные животные, в том числе кошки, приспособились передвигаться по ней не прыжками и рысью, а прижимаясь к земле и огибая тельцем узкие и крутые повороты. Могло ли это повлиять на укорочение лап, неизвестно, но пластика этих островных жителей действительно напоминает движения манчкина - очень быстрый бег с огибанием препятствий и максимальным прижиманием тела к горизонтальной поверхности. Могли ли эти зверьки прибыть в США из Японии с возвращавшимися на родину военными или самими японцами, тоже все чаще селившимися в США в конце 1950-х годов? Неизвестно. Временные рамки совподают, весьма распространенные среди манчкинов биколорные и черепаховые окрасы с большим количеством белого - тоже. Однако воочию видевшие японских котов не описывают среди нихвыраженно коротколапых манчкиноподобных кошек, ни в породу их никто не вводил, никакую племенную программу на них не строил. Поэтому данная версия имеет право на существование, но пока не получено ни одного подтверждения, она так и остается в статусе легенды.

     Следует отметить, что коротколапых кошек находили и на улицах российских городов, в частности в Сталинграде, и, что удивительно, примерно в то же время, в 1953 году, в самый разгар холодной войны (а значит, американской эта кошка быть никак не могла) Так что истинная природа появления кошачьей коротколапости, причем одновременно на разных континентах, по прежнему остается тайной.

     Вторая по встречаемости легенда - появление манчкинов вследствии жесткого инбридинга заведомо дефектных особей. К сожалению, слышала я эту версию не раз, и не только от кошколюбов-любителей, но и от коллег по ветеринарному цеху. Негативными последствиями этой мутации объясняют стремление не вязать двух коротколапых особей (по ассоциации с кошками-фолдами), ей приписывают высокий риск развития тяжелых скелетных аномалий, неправильного расположения сердца, нарушений обмена веществ. В качестве негативного примера часто приводят коротколапых собак - такс и бассетов, действительно имеющих породную склонность к функциональным и анатомическим нарушениям позвоночника и проблемам с сердцем. Но такс, и бассетов всегда вяжут с представителями своей породы, тоже коротколапыми, и никаких требований вливать длинноногих производителей в эту породу нет и быть не может. А самое главное - манчкин в большенстве случаев таких проблем не имеет.

     Какая же доля правды содержится в вышеупомянутых утверждениях? В основе укорочения конечностей, причем не только у кошек-манчкинов, но и у коротколапых собак, а также у ряда диких млекопитающих, имеющих сходную архитектуру тела, лежит ген, ответственный за формирование конечностей, точнее его вариация приводящая к их укорочению - ахондроплазии. Этот процесс комплексный, он включает как специфическую, избирательную нечувствительность рецепторов клеток конечностей к гипофизарному гормону роста, так и целый ряд метаболических особенностей. И главная из них стала связана с митохондриями, нокоплением АФТ и процессами окислительного фосфорилирования. Центральным звеном этих процессов является печень - главная энергетическая станция организма . Но, повторюсь, работа митохондрий в данном случае не нарушена, она просто проходит по нестандартному протоколу. Однако разговоры об этом, в том числе в профессиональной среде, привели к тому, что манчкиновость стали связывать с нарушением функций других органелл - лизосом, также наиболее значимо представленных в печени. Подмена понятий произошла, скорее всего, потому, что лизосомные нарушения тоже способны привести к карликовости. Но они проходят совсем по иному протоколу, более того, эти нарушения, помимо конечностей задевают всю хрящевую ткань, имеют выход на другие обменные процессы и потому считаются уже дефектом, причем дефектом наследуемым.

Чтобы разобраться в вопросе, проведем краткое сравнение двух этих органелл и связанных с ними процессов.

     Митахондрии отвечают за выработку АТФ, они являются основными энергостанциями любого кислорододышащего организма, а процессы окислительного фосфорилирования, которые у коротколапых идут несколько иначе (но все же идут, вполне интенсивно), отвечают за снабжение энергией всех видов клеток, использующих кислород. При коротколапости измененные процессы проявляются в зонах роста костей конечностей и практически не влияют на кости черепа, ребер, таза и позвоночник. Поэтому коротколапые породы кошек (манчкин и выведенные на его основе бамбино, минскин и др.) при коротких лапах имеют нормальное, не укороченное и не сплюснутое кошачье "лицо", а коротколапые собаки, те же таксы и бассеты, вообще, являются долихоцефалами (т.е. имеют удлиненный череп). Энергодефицит, связанный с манчкиновостью, практически не отражается на других органах и тканях, поэтому данные кошки весьма подвижны, ловки, имеют устойчивое пищеварение и, в целом, стабильный обмен веществ.

     Лизосомные нарушения - явления, положенные в основу ошибочной версии, - проявляются некачественной работой лизосом - совершенно отличных от митохондрий органелл, отвечающих за очистку тканей организма от мусора. И недостаточная работа лизосом будет проявляться не в энергодефиците, локальном или тотальном, а в регулярной и системной перегруженности организма как неутилизированными токсинами, так и веществами (в основном минеральной и белковой природы), собранными по неправильному протоколу из некачественно очищенных комплектующих. Поэтому последствия лизосомных нарушений практически всегда затрагивают все системы организма, обеспечивая нестабильное пищеварение, нарушения минерального и белкового обмена разной степени тяжести, образование камней, нарушение инсулиновой функции и искажение гормонов надпочечников. А формирование костей у лизосомных больных нарушается, во-первых, по всему организму, а во-вторых, происходит только при очень тяжелых формах дефекта. Наиболее тяжело лизосомные болезни накопления проявляются в бурманской и связанных с ней породах, для их выявления разработан специальный генетический тест (ганглиоз, GM2). Но в разной степени тяжести, от легкой (корректируемое отставание в росте и в развитии в первые 10-20 дней жизни) до самой тяжелой, лизосомные откланения могут проявиться практически в любой породе, в том числе у исходно длинноногих, "длинноруких" и "длиннолицых" кошек типа ориенталов или кунов. И чаще всего они приводят не к диспропорциональному укорочению конечностей, а к изменению архитектуры черепа. Такие котята от рождения имеют короткую рубленную мордочку с тяжелым лбом и горизонтально посаженными глазами, напоминающую лицо вождя пролетариата. В отношении скелета данный дефект чаще всего приводит к формированию не только коротких, но и искривленных лап, укороченных (а в ряде случаев практически сросшихся) позвонков, изменению формы ребер и, как следствие, к существенному ограничению подвижности кошки. Кошки с серьезными лизосомными дефектами чаще всего скованы, при передвижении имеют роботоподобную походку, громко топают, а в силу постоянной интоксикации внутренними продуктами недостаточной переработки быстро устают; часто они малоподвижны даже по сравнению с более здоровыми однопометниками. О манчкине всего вышеперечисленного сказать нельзя - он подвижен, изворотлив, гибок, весьма предприимчив и активен.

     Сторонники лизосомной версии манчкиновости основную параллель сравнения проводят с кенгуровостью, которая изредка "выстреливает" при близком инбридинге кошек персидской группы, и еще реже - среди бурм и ряда других пород. Но у кошек с кенгуровым укорочением лап, передние лапы укорочены значительно сильнее задних, а задние могут быть укорочены незначительно или быть стандартной длины. Для манчкина кенгуровость является не меньшим пороком, чем для других - длиннолапых - пород. Короткими у этих кошек должны быть все четыре лапки. Кроме того, кенгуровые кошки лизосомного типа обычно имеют тенденцию к укорочению, а не к удлинению туловища, и опять же, как и все лизосомники, они часто страдают сниженной подвижностью и нарушениями обмена веществ, что манчкину несвойственно.

     Если говорить о здоровье манчкина, чем эти кошки отличаются на самом деле, так это хорошим иммунитетом, что было подмечено еще на заре манчкиноводства. В те времена манчкины из-за своей немногочисленности чаще всего соседствовали у заводчика с какой-либо другой породой (чаще всего с британцами, скотиш-фолдами и упомянутыми выше персами). И при возникновении эпидемий, начиная с герпеса и калицивируса и кончая коронавирусной инфекцией, именно манчкинье поголовье переживали весь "заразный" период вообще без проблем или отделывалось минимальными поражениями. И это свойство со временем не угасло - маленькие коротколапые кошки самые устойчивые и крепкие в отношении практически любых инфекций. И это может служить еще одним доказательством непричастности лизосомных дефектов к возникновению породообразующего признака, ведь лизосомные больные с их постоянной внутренней интоксикацией и неспособностью к самоочистке, напротив очень тяжело переносят даже самое небольшое недомогание.

     Упомянутые выше суставные проблемы, скелетные аномалии и проблемы с сердцем по причине его анатомического смещения посещают эту породу не чаще, чем других представителей семейства кошачьих со стандартным размером конечностей, а если сравнивать носителей экстремально коротких лап с носителями экстремально длинных конечностей (мейн-куны и восточные породы), возможно и гораздо реже.

     Пищеварение у манчкинов тоже стабильное. Такое явление, как расстройство желудка при смене рациона, уже принимаемое практически за норму и никого не удивляющее и не озадачивающее, нашим коротколапым друзьям несвойственно. Единственное, на что имеет смысл обратить внимание, - на работу печени и желчного пузыря и на физическую активность. Манчкины достаточно предприимчивы и подвижны, и если вы замечаете, что характер вашего любимча стал философски-мечтательным, это может быть проявлением снижения печеночного метабализма и недостатком той самой пресловутой АТФ. И наоборот, манчкин вынужденно ограниченный в движении, снизит и метаболизм, и вот тогда может развиться не только ожирение, но и такие неприятные явления, как белково-минеральный дисбаланс, и связанное с ним отложение солей (суставы, желчный и мочевой пузыри), и последующее камнеобразование. Так что клеточное содержание им однозначно противопоказано (да оно и никому не полезно)

     Одной из производных вышеприведенной легенды о проблемах со скелетом является широко распространенное мнение, что манчкину трудно прыгать, его предел - не очень высокая табуретка, а о подоконнике и, тем более, шкафе такие малыши и не мечтают. Да, манчкин - не бобтейл, и вертикальный взлет на шкаф высотой 2,5 метра не возьмет. Однако столы и подоконники им вполне доступны, толчковая сила их прыжка достаточно велика благодаря крепкой конституции широких коротких лапок, координация у них тоже замечательная. А самое главное- небольшой рост и длинное тельце сильно повышают горизонтальную проходимость: манчкин великолепно бегает, замечательно проныривает, а не протискивается, в любые, даже кажущиеся нам неширокими отверстия, и, в отличие от длинноногих собратьев - даже собственных однопометников, его никогда не заносит на повороте - он легко обтекает своим длинным и гибким корпусом все возможные препятствия.

     Если у него возникнет желание покорить вершину шкафа, холодильника или потолочную сушку белья, к услугам нашего волшебного "жевуна" его недюженный интеллект.

     Да, коротколапые крохи вестма умны, психологичны, интеллектуальны и обладают недюжинным креативом и инженерным мышлением. Путь на любую труднодоступную высоту будет просчитан мгновенно, но с одним условием - если манчкин сочтет, что это ему и впрямь нужно.

     Как раз манчкиний интеллект и психологизм легли, как это не печально, в основу еще одной легенды о том, что "манчкин - злобный и ехидный карлик". К сожалению, эта басня сильно растиражирована: не один и не два человека, в том числе уважаемые и серьезные заводчики других пород, услышав что у меня манчкины, первым делом задают вопрос: "Ну, и как у них характер?" Характер у них ангельский. Терпение тоже. Если ты их любишь и понимаешь, возникают очень трогательные взаимодействия и взаимодушие. Они чувствуют минимальные колебания настроения и самочувствия, умеют не только ласкаться, но и смешить, а почти человеческую мимику манчкины используют не только в общении с человеком, но и между собой, поэтому наблюдать за их "внутренними переговорами" ничуть не скучнее, чем смотреть занятную пантомиму в исполнении мэтров.

     Ну, а если манчкина не любить, не уделять ему должного внимания(мои зверики прощали мне и не наполненную перед уходом миску, и 3-дневное отсутствие с 5-минутным посещением чужого им кормильца, но очень переживали моменты моей занятости с уходом в себя - из чего можно сделать вывод, что манчкин смотрит не на материальную, а именно на эмоциональную сторону общения), тогда да, возможно этот недюжинный интеллект обернется против вас. Но, во-первых, я таких случаев практически не встречала, а во вторых, в рассказываемых про манчкинов историях чаще проглядывают смешные и нетривиальные способы обратить на себя внимание и активно вступить в контакт (посодействовать или, наоборот, воспрепятствовать), а не обида, месть или, не дай Бог, агрессия.

     Манчкины понимают слова и их смысл, а не только эмоциональную окраску. Они способны делать далеко идущие выводы и формировать оригинальные многоходовки. Они понимают не только жесты, но и их комбинации: очередность, повторы, протокол. Так, в разное время два совершенно разных кота-манчкина делали вместе со мной гимнастику для позвоночника. Причем если первый кот старался копировать мои движения, модифицируя их под свою структуру тела, второй, проживающий со мной сейчас, пытается корректировать движения с точки зрения своего удобства и демонстрирует их мне "с настоятельной рекомендацией к исполнению". Но ни первый, ни второй ни разу не перепутали протокол и не начали не то упражнение, которое было нужно на данном этапе.

     А что касается слов... В заключении я хотела бы привести две смешные истории, которые можно истолковать по-разному, но отказать в интелекте этому чудесному зверю - никогда.

     История первая. Были куплены новые шторы. Котов они очень обрадовали, а кошку просто восхитили. И она взялась по ним бегать. Шторы льняные, под грубую ткань, зацепки бы были неминуемы. И в отчаянии я возопила: "Что ж ты делаешь?! Зацепок наставишь - никакого вида не будет!".
Кошка (точнее котенок, на тот момент ей было месяцев пять, от силы шесть) немедленно спрыгнула, минуту подумала. И, - о чудо! - продолжила свой бег строго по изнаночной стороне (что продолжает делать и по сей день). Изнанка, естественно вся в зацепках и "зацапках". Но лицевая сторона как новенькая.

     История вторая. Кошка у нас пока что одна, привезена под одного их котов. Второму регулярно обещают купить девочку. Но... есть у меня еще одна мечта - собака, корги. И вот как-то беседую я по телефону с подружкой, обсуждая это свое некошачье желание. "Холостой" кот подходит ко мне, призывно и строго мяукает, стукает меня по ноге мягкой лапкой и указывает в сторону нашей девочки, а потом - носом в телефон. Точно понять, не просил ли он там приобрести ему заодно и девочку, невозможно. Но вся пантомима сводилась к тому, что "ты помнишь, что мне обещала? Вот такую же, мягонькую и беленькую? Сначала мне такую же, а потом хоть корги, хоть крокодила, хоть Чебурашку".

     И напоследок, про того же кота и пресловутый характер. Стою я как-то сонная поутру, рублю им индюшатину. Ребята пушистые сидят рядом, ждут, а меня снизу нежно, мягко и призывно трогают лапой. Без когтей и очень аккуратненько. Тук-тук. Нагибаюсь, что-бы сказать им "сейчас-сейчас", и вижу, что стою у кота на хвосте. Тапочкой мягкой, но все же. И кот не орет, не возмущается, не обещает когтей. Он просто вежливо просит меня перейти на другое место. Так что элегантный, шустрый, подвижный, высокоиммунный, а главное - добрый, компанейский и вежливый манчкин, если и достоин легенд, то самых-самых лучших.